Что но­во­го в WCAG 3.0

Татьяна Фокина

Редактура Ольга Алексашенко Вадим Макеев Василий Дудин

Руководство по обеспечению доступности веб-контента (Web Content Accessibility Guidelines, сокращённо WCAG) — это самый важный стандарт в области веб-доступности. Он содержит рекомендации о том, как сделать контент более удобным для пользователей в целом и доступным для людей с особыми потребностями.

WCAG является одним из ключевых документов по веб-доступности и определяет, как она развивается. Поэтому полезно знать об изменениях, которые с ним происходят.

21 января 2021 Рабочая группа руководства по доступности (Accessibility Guidelines Working Group) опубликовала первую рабочую версию черновика Руководства по доступности 3.0 (WCAG 3.0). Дальше буду называть его просто WCAG 3.

Важно отметить, что WCAG 3 — наследник предыдущих версий руководств. Он не отменяет и не заменяет их.

Также WCAG 3 находится пока в статусе первой рабочей версии черновика. Это значит, что W3C всё ещё рекомендует руководствоваться версией 2.1.

Кроме основных требований доступности, которые перекочевали в WCAG 3 из предыдущих версий, новые рекомендации частично включают и расширяют два других документа:

WCAG 3 также их не заменяет и не отменяет.

Давайте теперь разберёмся с конкретными изменениями в WCAG 3.

Зачем изменять WCAGСкопировать ссылку

Первая версия WCAG появилась в 2008 году, и с тех пор принятые подходы к доступности не сильно изменились. А технологии и нужды пользователей с особыми потребностями, напротив, эволюционировали.

Новая версия документа — это более комплексный и универсальный ответ на новые запросы пользователей и появление новых технологий.

Цели WCAG 3Скопировать ссылку

Новые рекомендации, как и предыдущие, стремятся сделать цифровые продукты более доступными и удобными для людей с особыми потребностями. Это, например, интернет в целом, сайты, ePub, PDF, приложения и многие другие технологии.

Однако у WCAG 3 есть и новые цели.

  • Доходчивым языком описать требования к доступности, которые будут понятны широкой аудитории.
  • Лучше отразить нужды пользователей с особыми потребностями.
  • Дать гибкую систему оценки, которая эффективно ответит на потребности большего числа организаций.
  • Мотивировать улучшать доступность продуктов с помощью новой модели оценки доступности.
  • Разработать удобную модель соответствия требованиям доступности (Conformance Model), которая поможет лучше определять доступность продуктов.
  • Дать возможность людям, создающим цифровые продукты, совершать некритичные ошибки, если они не влияют на пользователей с особыми потребностями.

Работа над черновиком WCAG 3Скопировать ссылку

Из рабочей группы руководства по доступности W3C были выделены две команды: Silver Task Force и Silver Community Group. Их задача — проведение исследований и улучшение WCAG.

В течение 2019 и 2020 годов группы проводили интервью с пользователями с особыми потребностями, дизайнерами, разработчиками, тестировщиками и чиновниками, занимающимися доступностью и изучали литературу и исследования по доступности.

В итоге они опубликовали отчёт (Google Slides) о проблемах с юзабилити, структурой, требованиями и поддержкой WCAG 2. Их выводы и легли в основу черновика WCAG 3.

WCAG 2 vs WCAG 3Скопировать ссылку

Первое, что можно заметить — название документа. Из него убрали слово «веб-контент» и оно превратилось в «W3C Accessibility Guidelines 3.0». Это связано с тем, что рекомендации охватывают больше цифровых продуктов и технологий, например, интернет вещей, виртуальную реальность, приложения и другие.

Ещё больше изменилась структура и модель соответствия требованиям.

Новая структура WCAGСкопировать ссылку

Из документа убрали пять основных принципов. Теперь он имеет только три уровня содержимого:

  • Руководства (Guidelines), как и раньше;
  • Результаты (Outcomes) вместо Критериев успешности (Success Criteria);
  • Методы (Methods) вместо Техник (Techniques).

Руководство — это высокоуровневая, упрощённая версия содержания. Оно нужно людям, которые пока плохо знакомы с доступностью и не готовы углубляться в технические детали. У руководств есть названия и упрощённые краткие описания (Plain Language Summary). Каждое из них касается отдельной темы: текстовых альтернатив, понятности слов, субтитров, контраста текста и так далее.

Пока что в WCAG 3 есть шесть руководств, но их число будет расти. Если вам интересно, что ещё планируется добавить, можете почитать про планы W3C по миграции руководств из WCAG 2.

Внутри руководств есть результаты. Это проверяемые критерии. Они состоят из критических ошибок (Critical Errors) и оценки результата (Outcome Scoring).

Критические ошибки — это ошибки, из-за которых пользователь не может совершить нужное действие. К таким ошибкам относятся:

  • Ошибки, которые мешают с чем-то взаимодействовать. Например, нельзя поставить звук на паузу.
  • Ошибки, из-за которых невозможно завершить процесс. Например, нельзя отправить данные, так как кнопка не в порядке табуляции.
  • Ошибки, которые приводят к затруднениям у пользователей. К примеру, непонятные и неоднозначные формулировки в тексте.

Не любой результат содержит ошибки. Но если содержит, то это значит, что продукт не соответствует требованиям WCAG 3 ни на каком уровне.

Все результаты оцениваются по шкале от 0 до 4. Оценки результата гибкие и не зависят от технологий.

Результаты могут включать методы. В них содержится описание, примеры кода, тесты и их результаты.

Методы бывают нескольких типов:

  • Общие (All): подходят для всех технологий.
  • Специфические (Technology Specific): подходят для одной технологии. Например, HTML, PDF или VR.
  • Фолбэк (Fallback): подходят для новых или проприетарных технологий, для которых пока нет отдельных методов.

Тесты нужны для оценки реализации методов. Они состоят из пошаговых инструкций по оценке метода в зависимости от технологии и информацию о том, как считать баллы. Так как результаты оформлены как проверяемые критерии, то тестирование доступности значительно упрощается.

Пока что все тесты разделяются на две категории:

  1. Атомарные (Atomic Tests), которые бывают ручными и автоматическими. Нужны для тестирования отдельных объектов и процессов.
  2. Холистические (Holistic Tests). Необходимы для тестирования доступности в целом. Они охватывают тестирование вспомогательных технологий, юзабилити и дизайна в целом.

Также в руководствах есть несколько видов дополнительных материалов:

  • Как реализовывать принципы (How To);
  • Функциональные потребности (Functional Needs);
  • Функциональные категории (Functional Categories).

В материалах «Как реализовывать принципы» рассказано простым языком о применении принципов доступности на практике. Например, как правильно добавить субтитры. Рекомендации сгруппированы по отдельным вкладкам с общим описанием принципа, категориями пользователей, для которых мы это внедряем, что нужно делать разработчикам и дизайнерам, а также ссылками на примеры хороших реализаций и на ресурсы.

Функциональные потребности — это описание ограничений в возможностях пользователей или несоответствие между их возможностями и средой или контекстом. Например, не все пользователи умеют читать или писать.

Пока функциональные потребности вынесены в отдельный черновик.

Функциональные категории — объединённые в большие группы функциональные потребности пользователей. Пока что их список предварительный и включает, например, мобильные категории потребностей, моторные, зрительные и визуальные, речевые, ментальное здоровье и так далее.

Новая модель соответствия требованиям и оценка доступностиСкопировать ссылку

Раньше соответствие критериям успешности указывало только на то, доступна страница или нет. Теперь мы определяем доступность этой страницы с помощью оценки результата (Outcome Scoring). Результаты бывают в диапазоне от 0 до 4:

  • 0 — очень плохо (Very Poor);
  • 1 — плохо (Poor);
  • 2 — удовлетворительно (Fair);
  • 3 — хорошо (Good).
  • 4 — отлично (Excellent).

Эти баллы объединяются с другими, чтобы определить общий уровень доступности.

Общая оценка (Overall Score) складывается из средней оценки всех результатов по функциональным категориям.

Из общей оценки складывается уровень соответствия требованиям доступности (Conformance Level). В WCAG 3 уровни A, AA и AAA заменены на Бронзовый, Серебряный и Золотой. Пока что подробно описан только Бронзовый. Остальные уровни будут проработаны в следующих черновиках.

Бронза (Bronze) — минимальный уровень. Он эквивалентен AA. Контент, который не соответствует требованиям этого уровня, не соответствует WCAG 3. Он присваивается, если:

  • проведены успешные атомарные тесты, общий балл и балл в каждой функциональной категории составляют не менее 3,5;
  • отсутствуют критические ошибки.

Серебро (Silver) — это более высокий уровень соответствия требованиям доступности, который эквивалентен AAA. Он складывается из:

  • наличия Бронзового уровня;
  • успешного проведения холистических тестов.

Золото (Gold) — самый высокий уровень соответствия. Он складывается из тех же составляющих, что у серебряного.

Получается, что уровня A в новом документе нет. Можно предположить, что сайты, которые соответствуют уровню A из WCAG 2.1, не будут считаться доступными с точки зрения WCAG 3.

Что дальшеСкопировать ссылку

Пока опубликована только первая рабочая версия черновика и уже ведутся обсуждения по её улучшению.

W3C опубликует кандидата в рекомендации WCAG 3.0 примерно в 2022 году. Затем потребуется около года на проведение всех тестов и проверок. Так что окончательную версию документа следует ждать не раньше конца 2023.

Так как в новом стандарте будет другая модель соответствия, то рабочая группа даст всем организациям время на переход на новый стандарт. Также она планирует подготовить вспомогательные материалы с советами по переходу.

Надо помнить, что принятие новых рекомендаций — это долгий и сложный процесс. Многое за это время изменится: что-то будет убрано, что-то добавлено. Поэтому пока рано внедрять что-то из предложенного в черновике в практику как в своих рабочих проектах, так и в инструментах для тестирования доступности.

Полезные ссылкиСкопировать ссылку