Остановите войну в Украине!

Он­лайн-обу­че­ние: со­веты сту­ден­там

В первой части серии мы поговорили про основы обучения взрослых и о плюсах и минусах онлайн-обучения. Во второй части мы посмотрим на процесс с другой стороны — глазами студента.

Раньше, чтобы получить профессию, нужно было поступить в университет. Это было целое приключение: подать заявление, сдать несколько экзаменов, а потом дежурить возле списков зачисленных. Если везло не очень, то ещё и заплатить денег за обучение. Всё это сильно повышало ценность обучения и полученных знаний. Знакомые предприниматели и владельцы бизнеса, по их словам, смотрели на диплом как на подтверждение, что человек способен довести начатое до конца и достаточно упорен, чтобы преодолеть все трудности.

Сегодня образование превратилось в сервис. Ты буквально с телефона можешь нажать пару кнопок и получить доступ к знаниям. Эта простота отлично сказывается на доходах онлайн-школ, но плохо влияет на мотивацию студентов. С каждым годом я вижу всё меньше студентов, которые действительно готовы учиться. Из-за простоты доступа к курсам у них создаётся ошибочное ощущение, что и получение знаний будет таким же простым.

К сожалению, процесс доступа к знаниям упростился, но процесс самого получения знаний — нет. До сих пор не существует технологии репликации знаний: достать флешку из одной головы и вставить в другую. Чтобы действительно научиться чему-то нужно приложить усилия. Вы сами несёте ответственность за итог обучения.

В этой статье я хочу дать несколько советов будущим или настоящим студентам. Верю, что они помогут качественному обучению, освоению навыков и в конечном счёте — освоению новой профессии.

Нематериальный мирСкопировать ссылку

МотивацияСкопировать ссылку

Первое, о чём стоит сказать — это о мотивации. Если вы пошли на курсы потому что действительно хотите изменить свою жизнь, сменить работу, зарабатывать больше и так далее, то это будет помогать вам дойти до конца. Если же в основе лежит простой интерес или скидки-акции-реклама, то ваша заинтересованность быстро спадёт. Получится эффект фитнеса: вы покупаете годовой абонемент, ходите несколько раз и забиваете. Всем хорошо. Вы утешаете себя мыслью, что вы походили и ещё пойдёте — абонемент-то в кармане! Фитнесу вообще отлично, он получил деньги ни за что.

Поэтому очень советую вам перед покупкой любого курса провести с собой маленький психологический анализ и разобраться, что вас мотивирует на эту покупку. Ответьте для себя на несколько вопросов:

  • Что меня толкает на покупку курса?
  • Как я использую полученные знания потом?
  • Как я верну потраченное?
  • Что изменится в моей жизни после курса?

Список вопросов не полный, расширяйте и меняйте его на своё усмотрение. Главное чтобы у вас было чёткое понимание точки А и точки Б, между которыми обязательно лежит курс и никак иначе этот путь не преодолеть.

Работа с мотивацией тем более нужна, если вы выбрали бесплатный курс. Там вы ничем не жертвуете, кроме времени. Процесс доступнее, проще, но от этого менее ценный для вас. Для эффективного обучения на бесплатном курсе у вас должна быть тройная мотивация.

Из ответов на вопросы лучше всего сформулировать конкретную цель. Лучше всего будет сформулировать её в формате SMART (Specific, Measurable, Achievable, Realistic, Timely):

  • Конкретная
  • Измеримая
  • Достижимая
  • Значимая
  • Ограниченная по времени.

Например, цель «хочу стать разработчиком» не подойдёт. В ней нет критериев оценки успешности достижения этой цели, нет временных рамок. Для кого-то это может не быть значимой целью, ведь он всегда хотел быть ветеринаром.

Лучше так: «Хочу устроиться на позицию джуниор фронтенд-разработчика через три месяца после окончания курса». Такая цель:

  1. Конкретная,
  2. Измеримая — либо устроились, либо нет,
  3. Достижимая — множество примеров трудоустройства джунов после курсов,
  4. Значимая — тут, конечно, только вам решать, на сколько это значимо лично для вас,
  5. Ограничена по времени — это поможет достичь её в установленные сроки, а не размазать на двадцать лет.

Лично со мной хорошо работает, если эта цель всегда у меня перед глазами. Это не позволяет моему мозгу сачковать и соскакивать. Я всегда помню о своей мотивации и делаю шаги к ней каждый день.

ВопросыСкопировать ссылку

Ещё один грустный вздох на тему неизобретённой репликации знаний. Поехали дальше.

В составлении и подготовке курсов обычно участвуют большие команды: методисты, преподаватели, руководители. Если это хорошие курсы, конечно. Они пытаются уместить большую область знаний в очень ограниченные временные рамки. В таком формате просто физически невозможно уместить вообще всё. Вам дадут основы и практику, но вокруг всего этого будет туман войны.

Поэтому очень важно уметь задавать вопросы! Почему-то с этим у многих студентов возникает проблема.

Практически на всех курсах, с которыми я сталкивалась, есть преподаватели, кураторы, наставники или аспиранты — люди, которым можно задавать вопросы. Пользуйтесь этим по полной. Это позволит не только лучше понять пройденный материал, закрыть белые пятна, но и узнать гораздо больше того, что даётся в программе.

Многие люди ищут менторов чтобы те отвечали на их вопросы и помогали двигаться вперёд. А у вас бонусом к курсам идут менторы — пользуйтесь этим!

Не знаю откуда, но у многих моих студентов существует страх задать вопрос, если они чего-то не поняли. Думаю, ноги растут из неприятного опыта в детстве. Но это не моя специализация =) Регулярно сталкиваюсь с ситуацией, когда студент безмолвно присылает неверно сделанную работу на проверку. В ходе обсуждения оказывается, что он не понял тему. Но не задал никаких вопросов! Вместе формулируем вопрос — вместе находим на него ответ.

Не бойтесь показаться навязчивым, надоедливым. Задавайте вопросы пока не получите ответы на них. У вас есть цель, помните? Вам нужно к ней добраться кровь из носу!

Есть другая гипотеза, что вопросы не задают потому, что человек не может их сформулировать. И правда, нас этому навыку нигде не учат специально. Примерный список вопросов к себе, который может вам помочь обозначить проблему и сформулировать вопрос к преподавателю, может выглядеть так:

  1. Тема, которую вы осваиваете.
  2. Что делаете (если это код, прикладываете ссылку).
  3. Что ожидаете получить.
  4. Что получаете.
  5. Какие способы пробовали.

В зависимости от осваиваемой профессии список может расширяться, но возьмите этот за основу.

Навык постановки вопроса поможет вам не только в процессе обучения, но и в профессиональной деятельности, да и просто в жизни. Не секрет, что все разработчики регулярно гуглят. Чтобы получить релевантные ответы, нужно правильно задавать вопросы.

Из этого совета, кстати, вытекает важность посещения вебинаров онлайн, если они есть в вашем курсе. Это возможность напрямую задать свой вопрос и получить на него ответ. Возможно даже с примером от преподавателя.

Формат усвоения знанийСкопировать ссылку

Наверняка, большинство из вас слышали, что люди условно делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. В этой системе существует и четвёртый тип, о котором всегда забывают — дигиталы. Дигиталы выстраивают логическую модель мира в процессе внутреннего диалога.

Скорее всего ещё в школе вы выяснили про себя подходящий вам способ усвоения знаний. Кому-то важно было вести конспект, кому-то было достаточно послушать учителя, а кто-то запоминал только когда проговорит вслух. Это всё относится к вашему личному способу запоминания и понимания.

Как правило онлайн-курсы дают ограниченный набор типов материалов. Это могут быть вебинары, методички или презентации, практическая работа. Но в зависимости от вашего типа восприятия вам может быть этого не достаточно.

Ведите конспект, проговаривайте вслух, простраивайте логические цепочки, переслушивайте или пересматривайте лекции — на этом ринге нет запрещённых приёмов. Делайте всё, чтобы теоретический материал уложился в голове.

Со сменой профессии ваш жизненный опыт не обнуляется. Всё, что вы знали и умели до поступления на курс может вам помочь в освоении новых знаний. Проводите аналогии с уже известными вам вещами, привязывайте новые термины и понятия к объектам из понятного для вас мира. Мозгу так проще строить связи, меньше тратится энергии.

ПрактикаСкопировать ссылку

Теория это, конечно, прекрасно. Но мы все учимся для освоения конкретных практических навыков.

Большинство курсов измеряют доходимость курсов: количество студентов, успешно закончивших курс. Отсюда возникает необходимость подгонять программу под самых слабых. Лично мне кажется, что это наследие классической педагогики, но сейчас не об этом.

В случае с онлайн-обучением программа составляется так, чтобы даже самый занятой человек мог себе позволить её пройти. Отсюда появляется ограничение по объёму практики, которую дают с каждым блоком теории. Так все успеют выполнить задание и сдать его в срок.

Если вы действительно заинтересованы в достижении крутого результата, то я советую вам практиковаться больше. Помимо домашнего задания, придумайте себе ещё задачки в рамках освоенных тем. Если вы учитесь фронтенду и у вас нет идей, откуда брать задачки, то вам может помочь старая, но совсем не устаревшая статья «От нуля до героя фронтенда».

Рисованная девушка сидит за столом с ноутбуком, рядом стоит стаканчик кофе.

Широкий кругозорСкопировать ссылку

Ни один курс не научит вас вообще всему, не обманывайтесь. Он может дать вам лишь ограниченный набор теоретических и практических знаний, с которых вы сможете начать свой путь. Какую бы область вы ни изучали, она гораздо шире и глубже любого курса.

Как можно раньше начните изучать источники информации по интересующей вас теме. Подпишитесь на новости технологий, следите за наиболее яркими представителями профессии, читайте книги, общайтесь с сообществом. Это позволит вам понять всю широту интересной вам области знаний.

Кроме того это поможет найти действительно интересные для вас аспекты профессии и сосредоточиться на них. Например, я разработчик, но особенно люблю делать вау-сайты для всяких конкурсов и перформансов. Мой знакомый композитор пишет любую музыку, но особенно любит писать саундтреки для кино.

Конкретная специализация позволит вам, пусть и не сразу, найти интересную конкретно вам нишу. Чем специфичнее ваши знания, тем меньше у вас конкурентов на рынке труда. Да, вакансий тоже будет меньше, но соревноваться за их получение вы будете с небольшим количеством людей.

Широкий кругозор пригодится вам на собеседованиях. Даже если вы не будете знать конкретный ответ на поставленный вопрос вы сможете порассуждать на основании имеющихся у вас знаний. Умением думать ценится работодателями гораздо выше, чем зазубренные ответы. А рассуждать и размышлять гораздо проще, оперируя широкими знаниями.

Проще говоря не теряйте природную любознательность. Интересуейтесь всем, что окружает вашу будущую профессию.

ОсновыСкопировать ссылку

Программирование в целом и фронтенд в частности — очень стремительно развивающаяся область. Регулярно появляются какие-то новые фреймворки, технологии, меняются спецификации. В этом хаосе студенту очень легко запутаться и свернуть не туда.

Исходя из своего опыта советую сосредоточиться на хорошем, качественном освоении базовых, основных знаний. Всех хайповых штук не выучить, жизни не хватит. А вот качественная база позволит вам быстро и легко разбираться в любой новой технологии.

Не поддавайтесь на клик-бейты и пёстрые названия, углубитесь в основы. Не пожалеете.

Критическое мышлениеСкопировать ссылку

Не забывайте подвергать всё сомнению, пробовать всё, о чём узнаёте. Держите в голове, что курсы составляются, пишутся и читаются живыми людьми. Например, лектор оговорился на вебинаре, вы запомнили эту информацию, а потом оказалось, что там ошибка. На перестройку уже созданной нейронной цепи потребуется время и силы. Так что сомневайтесь!

Зачем всё время жить в ожидании подставы? На самом деле это называется критическим мышлением и поможет вам не раз и не два.

Критическое мышление — способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения. Википедия

Представьте, что вы уже устроились разработчиком. К вам приходит менеджер и говорит «У нас есть штука, она работает так-то. К ней надо дописать такой-то кусок». Вы сразу берётесь за задачу, реализуете решение, а при интеграции оказывается, что изначальная штука работает совсем иначе. В итоге вы вынуждены переписывать свой код, потерям время. Если бы вы сразу поставили под сомнения слова менеджера и проверили точно ли та вещь, о которой он говорит, работает описанным образом, то гораздо раньше пришли бы к верному решению.

В рамках курса советую вам к каждому теоретическому блоку собирать простые демки в песочницах и проверять всё на живых примерах. Кроме более чёткого понимания темы этот подход позволит быстрее находить места, в которых вы перестаёте понимать материал и более точно формулировать вопросы к преподавателям или наставникам.

Материальный мирСкопировать ссылку

ВремяСкопировать ссылку

Предположим, что с целью вы определились и мотивация у вас прямо зашкаливает. Настало время распланировать своё обучение. Многие онлайн-курсы бравируют тем, что обучаться можно в любое время, когда захотите, хоть лёжа на диване по воскресениям.

Спешу огорчать вас, что это так не работает. Если вы учились в универе, то помните, что пары всегда были по расписанию. Такое же расписание вам нужно будет составить для себя.

Да, я понимаю, что большинство из вас работающие люди с семьями — основная аудитория курсов. Но без расписания не будет соблюдаться темп обучения, мозг будет искать лазейки чтобы ничего не делать, не напрягаться, впитывая новые знания. Он вообще довольно ленивый и хитрый орган.

Кроме того выделенное время позволит вам двигаться в нужном темпе, усваивать информацию порциями, не срывать сроки сдачи практических работ, готовиться к предстоящим лекциям.

Расписание может быть любым, в зависимости от ваших временных возможностей. Главное чтобы оно было. Можете полчаса каждый день после работы? Ок, запланируйте эти полчаса. Можете четыре часа в субботу и воскресенье? Ок, пусть будет так. Важны регулярность и постоянство.

ОбстановкаСкопировать ссылку

В предыдущей части «Онлайн обучение: взгляд очевидца» я упоминала, что существуют санитарные нормы, регламентирующие температуру, освещение, влажность в учебных классах. В случае с онлайн-обучением контроль всех аспектов ложится на вас. И поверьте, не стоит ими пренебрегать.

Понимаю, что у каждого свои условия, но постарайтесь максимально организовать своё пространство для комфортного обучения. Лучше всего учиться сидя за удобным столом на удобном стуле. Обеспечьте хорошее освещение. Если ведёте конспект, то помните, что лампа должна быть с противоположной стороны от ведущей руки, чтобы на записи не падала тень.

Помещение должно хорошо проветриваться. Желательно следить за уровнем влажности, этот совет полезен не только для обучения, но и для жизни в целом.

Идеально, если никто вас не будет беспокоить, не будет никаких отвлекающих факторов, посторонних звуков. Но тут уж как повезёт. В крайнем случае купите хорошие наушники, желательно с шумоподавлением и попросите близких вас не отвлекать.

Рисованный мужчина сидит в тёмной комнате напротив окна за компьютером в галстуке и пиджаке, но без брюк.

ФизкультураСкопировать ссылку

Я более чем уверена, что большинство из вас в школе или в универе сачковали и не очень любили физкультуру. А очень зря! Доказана прямая связь между физической активностью и улучшением памяти, снижением уровня тревожности и другими классными штуками, улучшающими качество жизни. Всё это особенно важно в период активного усвоения знаний.

Я не призываю вас готовиться к Iron Man, бегать марафоны или ежедневно тягать железо. Обычной зарядки или прогулки будет вполне достаточно. Наши предки миллионы лет бегали по саваннам, охотились, собирали плоды с деревьев и просто много ходили. Но из-за глобализации, цифровизации и прочих визаций мы сидим часами, а то и днями. Мозг не получает достаточно кислорода и питательных веществ. Я уже молчу про другие неприятные сайдэффекты для остального организма.

Не пренебрегайте физической активностью хотя бы в период обучения. А там, может, и в привычку войдёт =)

«Руки в стороны, ноги на ширину плеч. Раз, два, три, четыре!»

ПортфолиоСкопировать ссылку

Перефразируя поговорку: «Готовь сани летом, а портфолио на курсах». Если вы учитесь прямо сейчас, посмотрите сколько студентов в вашей группе. Умножьте это количество примерно на 25 потоков за год. Вычтите примерно 20% тех, кто бросит (очень оптимистично). И вы получите большое количество людей, постоянно выходящих на рынок труда с одинаковыми дипломами и с одинаковым набором навыков.

Чтобы повысить свою конкурентоспособность, я советую вам задуматься о портфолио с самого начала обучения и постоянно пополнять его. Причём пополнять не только учебными работами. Так сделают все ваши однокурсники. Тут мы возвращаемся к необходимости дополнительной практики.

Чем больше в вашем портфолио будет проектов, отличающихся от того, что работодатель видит ежедневно в резюме ваших сокурсников, тем выше ваши шансы на отклик.

ЗаключениеСкопировать ссылку

Помните, что кажущаяся простота и доступность знаний — обман и иллюзия. Обучение — тяжёлый и часто изнуряющий труд. Вы несёте ответственность за полученный результат.

Мне очень хочется верить, что мои советы помогут вам в процессе обучения и вы сможете достичь поставленных целей.