Остановите войну в Украине!

До­ступ­ный ком­по­нент «из ко­роб­ки»

Редактура Вадим Макеев

Недавно коллеги попросили меня собрать небольшой чек-лист создания доступного компонента «из коробки». Постарался преобразовать свой опыт в простое руководство, следуя которому проще не переделывать компонент, когда будет нужно чинить недоступное, а сразу делать хорошо.

Зачем мне делать что-то доступным?Скопировать ссылку

У вас идеальное зрение? У вас всегда оно будет таким?

Ломали ли вы когда-нибудь руку? Или, может, получали вывих? Возможно, по неосторожности порезали палец? Удобно было пользоваться интернетом одной рукой?

Ломалась ли у вас мышка? Или тачпад? Представьте, что у вас сломался тачпад, при этом вам срочно надо найти сервис для его ремонта, но телефон разряжен, а поисковик сделан так, что с клавиатуры вы не можете перейти по ссылке. Удачи и терпения!

Мы, разработчики, всё ещё не умеем считать упущенную выгоду. Как на одной из конференций сказал Анатолий Попко (незрячий эксперт в сфере невизуальной доступности), он готов тратить деньги в различных сервисах, чтобы вести свой бизнес. Но многие сервисы почему-то не хотят принимать его деньги, не давая пользоваться функциями полноценно.

Делая удобные интерфейсы для людей с особыми возможностями, вы делаете очень удобные интерфейсы для самих себя.

Как люди могут пользоваться вашим сайтом?Скопировать ссылку

Есть много способов пользоваться сайтами помимо классического сёрфинга по интернету с монитором, мышкой и клавиатурой.

  • Со скринридером — сайт озвучивается. Полезно незрячим людям.
  • С клавиатуры — когда есть возможность пользоваться навигацией без мышки, кнопками Tab, Enter, Space и стрелками. Полезно людям с ограничениями опорно-двигательного аппарата и тем, кто не хочет тянуться к мышке.
  • Мышкой — когда нет возможности пользоваться клавиатурой.
  • С включённым зумом — потому что ослабленное зрение.
  • С включённым контрастом — потому что изначальный контраст не подходит. Полезно людям с цветовой слепотой.
  • С выключенной анимацией — потому что мельтешение вредит. Полезно людям с эпилепсией.
  • Левой рукой — потому что так удобнее. Полезно левшам.

Как сразу создавать доступные компоненты?Скопировать ссылку

  1. Делайте по готовым инструкциям, не мудрите. До вас уже многое придумано, и придумано хорошо. На Smashing Magazine есть отличный гайд по теме.

  2. Верстайте семантично — тогда скринридер сможет большую часть задач решить сам, без сложностей со стороны разработки.

  3. Используйте ARIA, если семантики не хватает. Но сначала всё же постарайтесь справиться в пункте № 2.

  4. Мелкие кликабельные области — плохо. Попробуйте своим пальцем попасть на тачах в мелкую кнопку, чтобы закрыть какой-нибудь попап, перекрывающий контент. Бесит? Придерживайтесь минимума в 44 пикселя для меньшей стороны интерактивного блока — этого обычно достаточно для пальца.

  5. Внутри ссылок <a> должен быть текст, иначе скринридер постарается прочитать href ссылки. Вряд ли у вас все адреса на странице красивые и понятные. Нет текста по дизайну — добавьте <span class="visibility-hidden">. А лучше пообщайтесь с дизайнером, договоритесь с ним, какой можно добавить текст.

  6. Не путайте кнопки и ссылки: переход в восстанавливаемое по URL состояние? Это ссылка <a>. Нет перехода? Кнопка <button>.

  7. Не используйте только иконки для подписи интерактивных элементов. Пусть это будет текст, не только иконка. Добавьте скрытый span или примените aria-label. По иконке и зрячие не всегда поймут, что хотел сказать автор. Текст универсален для носителей языка.

  8. Подписывайте картинки. Люди без зрения тоже хотят понимать, что там. Не можете подписать — поставьте пустой alt="", иначе скринридер постарается прочитать URL картинки. Если у вас настроена раздача статики с CDN, то адреса картинок будут не самые красивые и понятные.

  9. Не прячьте визуальный фокус. Если нужно спрятать «некрасивый» дефолтный фокус, оформите кастомный. Объясните дизайнеру, что прятать нельзя. Если он против, попросите его добавить cursor: none в его графический редактор для большей наглядности проблемы.

  10. Захватывайте фокус в модальных окнах. Фокус не должен проваливаться за пределы модалки.

  11. Переносите фокус при открытии модального окна или всплывашки внутрь. Так удобнее, можно сразу начать навигироваться по полезному контенту, а не искать его при помощи клавиши Tab.

  12. Верните фокус обратно к кнопке, которая открыла модальное окно, после того, как оно закроется.

  13. Цвета должны различаться сильно, если они играют роль. Лучше помимо цвета использовать ещё и иконки, подчёркивания, отличающийся текст. Зелёный цвет для обозначения успеха и красный цвет для ошибки некоторые видят как одинаковый для непонятно-чего. К тому же, если ваш сайт активно использует красный цвет как брендовый, он не будет выглядеть как состояние ошибки.

  14. Для видео используйте субтитры, которые не вшиты в видео. Вшитые субтитры невозможно перевести и прочитать скринридером.

  15. Используйте медиафичи prefers-*, которые подхватывают настройки операционной системы. Например, prefers-reduced-motion или prefers-contrast. Если пользователь поставил такую настройку, у него есть на это причины.

  16. Не используйте мелкий шрифт, он бесит даже людей с идеальным зрением. Я, например, мелкий шрифт не вижу. Дизайнер говорит, что так надо? Попросите его выставить в графическом редакторе font-size: 5px !important, чтобы лучше продемонстрировать проблему.

  17. Не переусердствуйте. Делать идеальную доступность нет смысла, пока не работают основные сценарии. Нужно делать хорошо и дать возможность пользоваться важными сценариями сайта. Когда кнопка «Купить» в интернет-магазине не работает, идеальные подписи к картинкам бессмысленны.

  18. Используйте правильные тексты. Не пишите на кнопке «Кнопка», роль элемента и так читается скринридером. Он умеет зачитывать роли для списков, кнопок, ссылок, навигации и других элементов.

Дополнительные материалыСкопировать ссылку