В последнее время онлайн-образование очень популярно. Если не каждый день, то каждую неделю запускается новый образовательный курс. Все, от крупных компаний до инста-блогеров, создают свои курсы на разные темы.
Я решила собрать и структурировать весь накопившийся багаж знаний на эту тему. В основном я буду говорить о курсах по разработке, но многие тезисы вполне подходят и к другим сферам.
Это первая часть серии статей про онлайн-образование. Пока я планирую написать три статьи, но посмотрим как пойдёт =)
В этой части я расскажу основы теории обучения взрослых — андрагогики, а также порассуждаю о плюсах и минусах обучения в формате онлайн.
В этой статье будут встречаться комментарии других авторов. Таким образом я постараюсь дать полную картину, а не только своё личное мнение.
Много где я буду говорить обобщённо о среднестатистическом студенте онлайн-курсов. Если вы или ваши знакомые не подпадают под эти определения, то это скорее исключение из правил.
Приятного чтения!
TL;DR Скопировать ссылку
- Существует целая наука по обучению взрослых — андрагогика.
- Если вы хотите сделать хороший онлайн-курс учитывайте особенности обучения взрослых.
- Если вы учитесь, то следите за обстановкой, в которой вы учитесь. Температура, влажность, удобная мебель и достаточное освещение — это очень важно.
- Если вы преподаёте, то готовьтесь к лекции. Определите для себя несколько комфортных техник переключения внимания, подумайте над хорошими примерами для объяснения сложных вещей. Эффективный вебинар не должен длиться дольше 45 минут.
Популярность МООК Скопировать ссылку
Последние лет пять на российском рынке образование бум онлайна. На рынке преобладают «массовые открытые онлайн-курсы», сокращённо МООК. Это лишь одна из форм дистанционного образования, но именно она получила распространение в интернете.
Первые видео лекций учебных заведений начали появляться в интернете ещё в конце 1990-х. Но беспрецедентная популярность онлайн-курсов случилась в 2020–2021 годах. Причины очевидны — у людей из-за локдауна появилось больше свободного времени и пропала возможность выходить куда-либо. Многие решили посвятить это время самообразованию. Часть людей потеряла работу и решила сменить профессию на более надёжную в сегодняшнем мире.
Давайте поговорим об этом большом, активно растущем рынке подробнее. Начнём с самых основ.
Андрагогика Скопировать ссылку
Большинство онлайн-курсов ориентировано на взрослых работающих людей, желающих сменить род деятельности или повысить квалификацию на текущей позиции. У них есть потребность в заработке, наверняка есть семья, сложившийся уклад жизни. А значит не очень много времени на изучение нового.
Кроме того не стоит забывать, что учиться во взрослом возрасте гораздо сложнее, чем в детстве. Мозг с меньшей охотой создаёт новые нейронные связи, тратит на это энергию.
Эти и некоторые другие особенности обучения взрослых учитывает наука — андрагогика. Её суть заключается в понимании психологических и физических особенностей усвоения новой информации взрослым человеком и формировании на основе этого правильного подхода к преподаванию.
Основные особенности, которые должны учитываться при обучении взрослых:
- осознанное отношение к обучению;
- стремление к самостоятельности;
- связь с реальностью: знания нужны для решения конкретных проблем;
- практическая направленность: стремление применить знания и навыки;
- существующий жизненный опыт;
- влияние общества, особенности быта и доступное время.
Осознанное обучение Скопировать ссылку
Взрослый человек самостоятельно, без явного давления общества, принимает решение продолжать обучение. Нет родителей, которые заставляют ходить в школу. Общество и рынок не диктуют необходимость диплома. При наличии интернета любой человек может изучить любую дисциплину самостоятельно.
Поэтому если человек выбирает пойти на курсы, то он делает это исключительно по собственной инициативе, обменивая деньги на различные нематериальные преимущества.
Поскольку решение принято самостоятельно, то и отношение к учёбе совершенно другое. Никто не заставляет учиться из-под палки. Студент самостоятельно выбирает степень своей занятости и погружённость в процесс, вынужден самостоятельно поддерживать уровень мотивации для продолжения обучения.
Самостоятельность Скопировать ссылку
Взрослым важно давать определённую свободу выбора методов, форм и средств обучения, сроков, времени и места обучения, оценки его результатов. Онлайн-формат даёт свободу выбора времени и места обучения. Поэтому при составлении курса нужно предусмотреть разнообразные форматы обучающих материалов и сформулировать чёткие критерии оценки выполненной работы.
Взрослый студент будет стараться понять материал или решить задачу самостоятельно, не обращаясь за помощью к другим участникам процесса. У этого могут быть разные причины. Страх показаться глупым в глазах других, по моим наблюдениям, сильнее всего мешает просить помощи.
Связь с реальностью Скопировать ссылку
Поскольку обучение для взрослого человека это инструмент достижения конкретных целей, то и получаемые знания должны быть максимально прикладными. Если студент чувствует, что курс оторван от реальности и не приближает его к достижению поставленной цели, то испытывает глубокое разочарование и недовольство.
Практическая направленность Скопировать ссылку
В детстве, в школе, нам интересно в принципе всё, что интересно преподаётся. Для ребёнка важно поглотить как можно больше информации о мире, чтобы расширить кругозор и определить сферу интересов. Взрослый же человек редко изучает что-то просто из интереса. Это скорее либо выбор новой профессии, либо углубление в текущую.
Поэтому пространные философские лекции вызывают больше недовольства, чем одобрения. Непонятно как это пойти и применить здесь и сейчас. Разве только козырнуть в разговоре.
Жизненный опыт Скопировать ссылку
Обучение детей, в сравнении со взрослыми, гораздо проще. У ребёнка ещё нет собственного представлении о том, как устроен мир. Ребёнок — чистый лист. Всю информацию он будет усваивать как истину.
Взрослый же человек будет стараться переложить полученные знания на уже существующий опыт, провести параллели, сравнить одно с другим. При этом у всех людей опыт совершенно разный. И это существенно усложняет создание хорошего образовательного продукта, понятного абсолютно всем.
Общество, быт и время Скопировать ссылку
Кто-то из вас в детстве наверняка слышал от родителей фразу «школа — твоя работа». И правда, в детстве мы не занимаемся практически ничем кроме обучения. Нам дано всё доступное время на усвоение новой информации. 11 лет школы, а у кого-то ещё 5 лет университета, день за днём проходят в изучении и усвоении.
У взрослого человека есть работа, семья, друзья, хобби, бытовые заботы. Взрослый всегда вынужден думать о деньгах. Поэтому чем быстрее он окончит курсы, тем быстрее сможет применить знания в жизни. К тому же он не может смотреть вебинары восемь часов в день, а потом ещё столько же тратить на домашние задания или дополнительные материалы. Информация должна выдаваться небольшими порциями и максимально концентрированно.
Зачем нужны онлайн-курсы Скопировать ссылку
Я часто встречаю позицию, что онлайн-курсы в принципе не нужны и в интернете есть всё для самостоятельного обучения.
Действительно, мы живём в уникальное время полной доступности информации. Но для самостоятельного качественного обучения одной только информации недостаточно. К тому же большое количество материалов если уж не ложные, то часто неактуальные. Не имея опыта понять это с первого взгляда практически невозможно.
Доступность знаний Скопировать ссылку
Живя в небольшом городе, многие желающие получить хорошее высшее образование вынуждены переезжать в другой город или даже страну. Обучение онлайн даёт возможность получать качественное образование вне зависимости от места проживания.
+ Комфортно для людей с соц тревожностью
+ Доступно для людей с ограниченными возможностями
+ Живя в мухосрани можешь получить хорошую профессию
+ Можно пересмотреть запись, нет необходимости спешить за лектором
Экономия времени Скопировать ссылку
Для большинства взрослых людей критическая нехватка времени — большая проблема. Поэтому возможность не тратить время на дорогу и посещение лекций очно играет огромную роль при выборе между офлайн- и онлайн-форматами.
Записи лекций на онлайн-курсах позволяют самостоятельно выбирать время для обучения и не винить себя из-за пропущенной лекции.
+ Крутые возможности для общения. Можно познакомиться с людьми со всего мира, разных профессий, с которыми ты в обычной жизни бы и не встретился. Для этого нужны чатики и сообщества, само не случится
+ Не надо тратить время на дорогу и сборы, для меня это кайф
Готовая программа Скопировать ссылку
Основной ресурс человека — это время. У взрослого это время часто в дефиците. Составление плана обучения, ментальной карты знаний, поиск достоверной и актуальной информации, углубление в темы и практика потребуют ощутимого времени. Из этого вытекает первое преимущество курсов — готовая актуальная программа. Студент фактически обменивает деньги на собственное сэкономленное время. За него уже всё придумали, собрали, отсеяли, формализовали и он получает самую квинтэссенцию полезности.
Актуальность Скопировать ссылку
Кажется, что уже существующая система высшего образования должна закрывать потребность в новых знаниях для получения новой профессии. К сожалению, как мы все знаем, эта система сильно закостенела.
Программы обучения тех же программистов, часто углублённые и развесистые, на деле имеют мало прикладной пользы. Я немало встречала студентов последних курсов ведущих университетов, которые параллельно с высшим образованием обучались на онлайн-курсах. Потому что понимали, что после окончания университета они не смогут конкурировать на рынке труда со своими обширными, но оторванными от реальности знаниями. Отсюда второе преимущество онлайн образования — актуальность.
Поскольку это целиком и полностью коммерческий продукт, в интересах создателей поддерживать его максимальную актуальность, чтобы конкурировать на рынке образования. В результате студент таких курсов получает именно те знания, которые пригодятся в работе сразу после окончания.
Наставник Скопировать ссылку
Если человек выбирает путь самостоятельного изучения, то рано или поздно он столкнётся с необходимостью задать вопрос. Очень круто, если при этом рядом окажется человек с релевантным опытом и готовностью помогать. Но чаще всего такого ментора рядом нет. И человек либо тратит время на попытки самостоятельно понять сложный материал, либо, после серии неудач, теряет мотивацию и интерес к обучению.
На онлайн-курсах студента сопровождают на всём пути обучения. Преподаватели, наставники, сокурсники, аспиранты готовы объяснять непонятные моменты и подсказывать. Это существенно увеличивает шансы не потерять мотивацию и дойти до конца.
Помощь с трудоустройством Скопировать ссылку
Как правило, одной из основных метрик образовательных платформ является количество трудоустроенных студентов. Это сильно помогает продвигать продукты и увеличивает их ценность в глазах потенциальных студентов. Поэтому при курсах часто существуют разного рода отделы по трудоустройству. Кто-то помогает составить резюме, кто-то находит подходящие вакансии. У некоторых платформ есть партнёрские программы с компаниями, готовыми брать на работу выпускников. Одним словом, все стараются вас, студентов, трудоустроить.
При самостоятельном обучении задача поиска работы остаётся целиком на вас. Никто не придёт и не предложит вам помощь в этом непростом деле. Ситуация усугубляется большим количеством начинающих разработчиков на рынке труда. Конкуренция огромная. Поиски могут затянуться.
При найме разработчика, работодатель редко интересуется вашим дипломом и понимает, что высшее образование в текущем виде не соответствует требованиям рынка. В большей степени он смотрит на ваш опыт и портфолио.
И пусть портфолио у всех выпускников вашего курса практически идентичное, но сертификат об окончании курсов так или иначе даёт работодателю возможность оценить уровень ваших знаний. Чаще всего сертификат — это подтверждение, что вы так или иначе прошли программу этой школы и знаете её основные пункты. Если эта программа совпадает с запросами работодателя, то это играет вам на руку.
Самый простой способ отличить плохие курсы от хороших, на мой взгляд, это внимательно послушать их обещания про трудоустройство. Гарантия сразу после курсов — это враньё. Помощь — совсем другое дело, но не воспринимайте это как гарантию.
Единственная схема, при которой курсы по-настоящему заинтересованы в вашем трудоустройстве — это когда вы заключате договор, по которому потом выплачиваете проценты с будущей зарплаты. Но эта схема пока не распространена в русскоязычном образовании.
Минусы онлайн-формата Скопировать ссылку
Физические Скопировать ссылку
Существует большой документ из СанПиНа (санитарных правил и норм), в котором описываются конкретные требования к учебным классам. Там регламентировано всё, вплоть до температуры и влажности воздуха. Эти рекомендации призваны не просто проконтролировать всё на свете, но и создать благоприятную и безопасную обстановку для обучения.
В случае с онлайн-форматом студент находится в совершенно непредсказуемых для преподавателя условиях. Он может смотреть вебинар в метро, лёжа на кровати или в процессе готовки. Помещение может плохо проветриваться, свет будет слишком тусклым, а стул и стол неудобными. Все эти физические факторы не способствуют длительной концентрации и усвоению материала.
Длина уроков в школе и университете тоже взята не с потолка. При благоприятных внешних факторах ребёнок способен сохранять концентрацию и усваивать новый материал примерно 15 минут. У взрослого это время может достигать 25 минут. Средний вебинар на курсах длится час-полтора. Что значительно превышает время эффективности.
Педагогические Скопировать ссылку
При подготовке офлайн-уроков хороший учитель использует большое количество разнообразных учебных инструментов: опросы, работа в командах, викторины, самостоятельная работы, эксперименты и так далее. Хороший урок построен на периодической смене активностей. Это заставляет мозг переключаться и увеличивает эффективное время обучения. Помните про 15 минут? При смене деятельности счётчик сбрасывается, начинают работать другие участки мозга и ребёнок не теряет интерес.
В онлайне набор этих инструментов существенно сокращается. Как правило, вебинар состоит из монотонного повествования теоретического материала. Хорошие преподаватели периодически шевелят аудиторию вопросами или приглашениями к диалогу. Но это не полноценное общение. Преподаватель говорит, а студенты пишут. Это не позволяет развернуть полноценную дискуссию с вовлечением всех участников учебного процесса. Если мы говорим об изучении программирования, то на лекции может присутствовать ещё лайв-кодинг.
В силу скромного набора инструментов лекции в онлайне менее эффективны с точки зрения усвоения знаний.
Кроме того, находясь со студентами в аудитории преподаватель может видеть реакцию. Если студенты заняты своим делом, отвлекаются, не следят за преподавателем глазами — что-то идёт не так. Хороший, заинтересованный преподаватель всегда реагирует на эти невербальные знаки и корректирует лекцию прямо на ходу.
Преподаватель в онлайне часто разговаривает сам с собой. Он не видит людей, не видит их глаз, а значит не может получить обратную связь и быстро подстроиться под обстоятельства.
Методические Скопировать ссылку
Школьная или университетская программы составляются и оттачиваются на протяжении длительного времени. Преподаватель знает свою дисциплину от и до. Знает, с чем у студентов чаще всего возникают сложности, какой пример объяснения сложной концепции самый удачный.
Из-за постоянной актуализации материалы онлайн-курсов находятся в процессе постоянной доработки. Периодически к студентам попадает сырой материал. Преподаватели часто знакомятся с новым материалом непосредственно перед лекцией. Отсюда возникают парадоксы «чтения с листа» и неспособности быстро найти удачный пример для объяснения.
Самый главный минус, который кажется обсуждается уже давно — это отсутствие плана развития. То есть онлайн-образование построено таким образом, что каждый курс сепарирован от полного набора инструментов и навыков специалиста.
Количество студентов Скопировать ссылку
В школьных классах как правило небольшое количество детей. Это позволяет учителю изучить характер и особенности каждого ученика и учесть их в процессе урока.
На онлайн-курсах часто потоки состоят из огромного количества студентов. Преподаватели сменяются от лекции к лекции. Из-за этого участники процесса не знакомы друг с другом в достаточной степени. Пропадает индивидуальность, что тоже плохо сказывается на процессе.
Недостаток квалификации Скопировать ссылку
Ещё одним существенным минусом является отсутствие педагогического образования или минимальной подготовки у преподавателя. Чаще всего учителя на курс подбираются по степени их успешности в преподаваемой области. Но их опыт преподавания не важен. Поскольку преподавание — полноценная профессия, не все обладают этим навыком с рождения. А успехи в изучаемой области не квалифицируют человека как хорошего учителя.
Лектор может обладать невероятным багажом знаний, его лекции будут очень информативны, но сложно восприниматься. Что затруднит запоминание информации студентом.
Качество материала Скопировать ссылку
Поскольку тема онлайн-образования максимально популярна сейчас и каждый стремится создать свой курс, рынок переполнен некачественными образовательными продуктами.
Не все курсы прорабатываются с методической, педагогической и содержательной точек зрения. Для раздувания курса до нужного размера его наполняют пустой информацией.
Сложно во всём этом инфошуме и разнообразии выбрать действительно качественный продукт.
Для меня как для ученика плюс — это время, конечно, которым я могу управлять (если на курсах есть запись).
Минус — очень сложно выбрать из всего дикого разнообразия что-то действительно хорошее (обычно материал — ВОДА). Полагаешься только на репутацию преподов, и то…