«Мы можем быть не только массажистами». Как люди с нарушениями зрения учатся делать сайты доступными

Перевод «Ми можемо бути не лише масажистами. Як люди з порушеннями зору вчаться робити сайти доступними»

Анна Беловольченко

Перевод Анна Островерхая

Редактура Вадим Макеев

На протяжении двух месяцев во львовском SoftServe училась группа студентов на новом для их IT Academy направлении. Тут готовили пятерых профессионалов по тестированию доступности (Accessibility Testing).

Журналисты DOU побывали на одном из занятий и узнали, какие именно знания получают будущие тестировщики, в чем особенность тестирования доступности и зачем готовить таких специалистов.

Шахматист#

В помещении SoftServe IT Academy с минуты на минуту начнется занятие. По коридору быстро шагает парень и случайно задевает плечом двери. Это Владислав Колпаков, один из студентов курса по тестированию доступности, который стартовал в академии два месяца назад. В руках парень держит трость, а темные очки не снимает даже в помещении.

Влад начал терять зрение ещё в детстве. Но это не помешало ему окончить философский факультет Львовского университета им. Франко и добиться успеха в шахматах. Сегодня он — игрок и тренер сборной Украины по шахматам среди людей с нарушением зрения. А ещё в скором времени Влад станет профессиональным тестировщиком сайтов на доступность.

Для парня это первые IT-курсы. Ранее с компьютером он был знаком на уровне обычного пользователя. А теперь с помощью скринридера и полученных знаний сможет с лёгкостью отличить доступный сайт от недоступного, на котором человек с нарушением зрения не сможет найти нужный товар или войти в систему.

«Я сомневался, стоит ли идти на курсы, ведь последние несколько лет у меня неплохой прогресс в шахматах. А эти занятия требуют большой отдачи, много энергии и времени. Собственно, я понимал, что придётся чем-то пожертвовать, поэтому решение принялось нелегко. Но когда есть возможность, ею нужно воспользоваться», — говорит Владислав Колпаков.

Владислав Колпаков

Рынок, закон и доступность#

Тестирование доступности — это тип тестирования программного обеспечения, которое применяют, чтобы сайт, приложение или что-либо ещё были удобными для использования людьми с нарушением зрения или слуха, поражением опорно-двигательного аппарата, памяти и тому подобного. Специалисты по такому виду тестирования проверяют, соответствует продукт критериям, изложенным в Web Content Accessibility Guidelines (WCAG). Этот документ — часть из серии руководящих принципов о доступности веб-страниц, которые разработали в W3C.

Контрастность цветов, размер шрифтов, заголовки разделов, аудиосопровождение страницы, анимация от взаимодействий и корректность многих параметров — всё это описано в документе. Задание тестировщика доступности — определить, где существуют проблемы.

Толчком для создания курсов по тестированию доступности в SoftServe стали требования рынка и законодательства.

Виктория Ширяева, представительница бизнес-подразделения, Senior QA и Project Manager, уже на протяжении двух лет работает с проектами SoftServe, которые внедряют доступность.

«В Соединённых Штатах приблизительно у каждого четвёртого есть та или иная форма инвалидности. Так что это гигантский рынок, который потенциально можно потерять. Это бизнес-драйвер. Есть и законодательные драйверы — требования, согласно которым сайты должны быть доступными. Иначе их не допустят к использованию. Особенно строго это регулируется в Америке. В последние годы к этому вопросу более внимательно относится и Европа», — объясняет специалистка.

По её словам, сегодня действует директива Европарламента, где прописано, что европейские страны должны принять закон, который требовал бы от всех публичных сайтов быть доступными. А к 2021 году, согласно документу, необходимо сделать такими и мобильные приложения.

«Так что мы поняли, что это не только благородная цель — помочь с трудоустройством людям с инвалидностью, но и большая потенциальная возможность для SoftServe предоставлять необходимые услуги уже существующим клиентам, а также новым, которые могут обратиться к нам», — подытоживает Виктория.

Активист#

Роману Савке — 34. 15 лет назад он учился во «Львовской политехнике», где осваивал компьютерные науки. 10 лет назад занимался художественным кузнечеством. Два месяца назад впервые познакомился с командой SoftServe и узнал, что такое тестирование доступности.

Роман Савка

Проблемы со зрением у Романа начались во взрослом возрасте. Из-за этого даже пришлось бросить одно из любимых занятий — дзюдо. Врачи сказали, что из-за интенсивных тренировок зрение станет только хуже и есть вероятность его полностью потерять. Сейчас мужчина распознает свет и тени, так что-то, как он ориентируется в пространстве, зависит от времени суток и освещения.

Сегодня Роман возглавляет организацию «Равные возможности для всех», которая предоставляет юридические консультации в вопросах защиты прав человека. Со временем её участники планируют разработать рекомендации для правительства, чтобы более эффективно внедрять нормы Конвенции ООН по правам человека на просторах Украины.

А ещё Роман отец двоих детей и единственный кормилец в семье, так как жена находится в декретном отпуске. Поэтому решиться на курсы было непросто: вдруг не хватит навыков, времени или знаний?

«Я не думал, что дойду именно до обучения, тем более до финального этапа. Дело в том, что я не так давно пользуюсь скринридером и не было опыта интенсивной работы с компьютером», — говорит мужчина.

Теперь Роман ощущает себя более уверенным в своих умениях. Курс по тестированию доступности — это три часа занятий в аудитории IT Academy три раза в неделю и регулярные домашние задания. Время, проведённое в аудитории и ночью за домашним ПК, принесло свои результаты. Сегодня Роман разве что шутит, что постоянно ставит кучу вопросов преподавательницам. А они и рады. Говорят, если есть вопросы, значит, человеку действительно интересно, он хочет разобраться в предмете.

Компьютер, английский и мотивация#

Найти таких, как Роман и Владислав, было непросто, хоть и требования к потенциальным участникам курса были невысоки:

  • знать компьютер на уровне уверенного пользователя;
  • владеть английским не ниже уровня Intermediate;
  • быть мотивированным.

«Больше всего людей отсеялось из-за английского. Это не наша прихоть, а реалии рынка, поскольку украинских заказчиков нет. А участникам придётся не только читать литературу, чтобы разобраться в теме, но и общаться с заказчиком или его представителями», — объясняет менторка SoftServe IT Academy Виктория Ряжская.

Умений или знаний в тестировании от кандидатов не требовали. Но они должны были уметь элементарные вещи: найти тот или иной сайт, зарегистрироваться на нём и так далее. Всё это — с использованием скринридера, лупы или другой программы, которая помогает людям с нарушением зрения пользоваться компьютером. Это и было одним из тестовых заданий, которое приближало на шаг к месту на курсах.

«У нас была девочка со зрением −13. Но мы не смогли её взять, потому что она не использовала никакой вспомогательный инструмент. Она впритык подходила к монитору, чтобы увидеть текст, изображение. Но таким образом девушка ознакамливалась с сайтом как обычный пользователь и не смогла протестировать его на предмет доступности», — уточняет Виктория Ряжская.

Мотивация тоже важна для того, чтобы попасть на курс, поскольку программа, как отмечают представители IT Academy, не так проста. Особенность курса в том, что он содержит в себе много информации, которую нужно освоить за короткое время. Студенты постоянно работают, каждую неделю пишут тесты, делают домашние задания, а ещё должны уделять время своим собственным делам. Поэтому, чтобы доучиться до конца и получить знания, нужно действительно этого хотеть.

«Мы даже нашим студентам говорим: пойдёте на работу, тогда и отдохнёте. Потому что на работе ты работаешь и выкладываешься на полную 8 часов, а во время учёбы на курсах нужно заниматься постоянно — и в аудитории, и дома. И далеко не все, кто подавал заявку, были уверены в своих силах. А некоторые не были готовы принимать что-то новое», — добавляет Виктория.

Всего, говорят организаторы, было около 30 заявок, но желающих — намного больше. Одна из преград — нужно было физически находиться во Львове и посещать каждое занятие, а не все могут самостоятельно передвигаться.

«Хоть мы и так старались максимально упростить этот момент. Волонтёры привозили людей. Мы не проводили длительные собеседования тет-а-тет с каждым потенциальным участником. Один раз собрали всех. Рассказали на общей встрече о компании, курсах и о требованиях. Потом — двухминутный разговор на английском, чтение короткого текста, его пересказ своими словами и небольшое тестовое задание», — говорит Виктория Ряжская.

Филолог#

Иван Яцига

Одним из пяти, кого отобрали, стал 24-летний Иван Яцига. Парню даже пришлось отказаться от занятий репетиторством: он готовил учеников к школьным экзаменам по украинскому языку и литературе.

Не так давно Иван окончил Львовский национальный университет им. Ивана Франко. Теперь он филолог, а репетиторство — его основной источник дохода.

«Но я не раздумывал над тем, стоит ли идти на курсы. Репетиторство хоть и основной, но не постоянный заработок. А найти работу сегодня, тем более человеку с инвалидностью, сложно. Я хорошо учился, окончил университет, получил диплом… Впрочем, оказалось, что в реальной жизни филолог не очень кому-то нужен. Я ходил на собеседования в школы, и мне отказывали», — вспоминает Иван.

Иван считает, трудоустройство человека с инвалидностью — проблема на государственном уровне, она глобальна.

«Если посмотреть на перечень профессий, то по большей части люди с нарушением зрения могут быть или массажистами, или… массажистами!» — отмечает студент.

Так что курсы для него — реальный шанс трудоустроиться.

«Мне как филологу, конечно, вначале было смешно от таких слов, как „зашедулить“, „саппортить“. Но потихоньку привык», — с улыбкой добавляет будущий тестировщик.

По словам Ивана Яциги, у курса есть существенное преимущество перед классическим университетским образованием. Тут ты учишься чему-то новому за короткий срок и, если у тебя что-то не получается или что-то не нравится, всегда можно поменять направление. И не надо тратить пять лет жизни, а потом не знать, что делать с этим дипломом.

Правда, теперь парень шутит: пока не пришёл на курсы, пользовался сайтами нормально. А теперь куда не посмотришь — всё недоступное, ведь в голове держишь критерии оценки веб-ресурсов.

Теория, практика и результаты#

Программа курса по тестированию доступности состоит из теории и практики и в целом похожа на ту, по которой в SoftServe обучают обычных тестировщиков.

«Наверно, девяносто процентов — это та информация, которую мы даём будущим ручным тестировщикам. А вторая часть — именно тестирование доступности. Естественно, её обычные тестеры не проходят», — уточняет менторка IT Academy Виктория Ряжская. Сначала студентов ознакомили с критериями доступности сайтов и приложений согласно WCAG, демонстрировали различные кейсы. Потом перешли к практической работе, как на проекте.

«Каждую неделю у нас проходит тест по теории. И интересно, что у студентов этой группы оценка выше, чем у остальных, хоть они выполняют те же задания. Единственное отличие — им дают полтора часа на выполнение, а не час, потому что наш тест не рассчитан на людей с нарушениями зрения и им сложно ориентироваться в навигации», — говорит преподавательница.

В конце курса студенты курса сдают финальный тест и должны презентовать собственный проект.

Англоязычный#

Олег Шапай — один из тех, кого тестирование по иностранному языку во время отбора точно не испугало, потому что в университете он изучал английский и немецкий.

«Мне очень вовремя предложили этот курс, потому что я как раз искал работу и думал, что стоит найти то, что будет связано с компьютерами. Согласился на курсы не в последнюю очередь потому, что в Украине и в мире в общем существует большая проблема с доступностью», — уверен Олег.

Олег Шапай

Ещё до обучения парень давал рекомендации компаниям по поводу того, как сделать сайты более удобными для людей с нарушениями зрения. Однако всё это было на уровне обычного пользователя и базировалось на личном восприятии.

«Иногда было тяжело объяснить разработчику, в чём проблема. А теперь у меня есть фундаментальная база и я знаю, в каких именно документах находятся объяснения и требования», — добавляет он.

Достаточно большое количество домашних заданий на курсах Олега не останавливает. Говорит, что и так много времени проводил за монитором, а теперь может делать это с пользой. Единственная вещь, которая ему не нравится, — необходимость много писать. Парень признается: не любил этого ещё в университете, но тут уже никуда не денешься.

«Что-то протестировать — легко, а вот писать… Пришлось смириться», — с улыбкой отмечает он.

Студент говорит, что важно не просто хотеть, чтобы чем-то было удобно пользоваться, а попробовать изменить ситуацию.

«Например, мы видим, что сайт недоступен. А хочется, чтобы было иначе. Так давайте сделаем его доступным! Но не только для себя, а для всех. Собственно, это одна из тех вещей, которая мотивирует меня учиться тут и двигаться дальше», — говорит Олег Шапай.

Выпуск и планы#

В конце обучения команда взялась тестировать сайт SoftServe. Работают по Agile-методологии, используют Scrum: с митингами для планирования, выполнением заданий и заполнением документации.

Виктория Ряжская говорит, что этот выпуск — уже настоящие эксперты в WCAG. Она радуется результатам команды и твердит, что у студентов удивительная память.

«Есть 50 критериев, по которым можно проверять сайт на доступность. В документе, который мы используем, они сгруппированы и пронумерованы. И если я попрошу кого-то из наших студентов назвать критерий, например, 1.3.2, то человек не только скажет, что это, но и даст детальное описание, нюансы, когда этот критерий может не применяться, и приведет примеры. Я эти цифры не могу запомнить, а у них всё в голове, будто по полочкам разложено», — отмечает менторка.

На данный момент основной план компании — трудоустроить выпускников на проекты SoftServe. Говорят, если всё пройдет успешно и будет много запросов по тестированию доступности, то второй набор точно откроют. Но пока что из-за карантина этот процесс затягивается, поскольку нет возможности организовать выпускникам онбординг и надлежаще обустроить рабочие места.

«Думаю, если бы мы запускали новый набор, имея такой хороший пример, было бы намного больше желающих и меньше сомнений в том, что такое возможно. Поэтому будем работать на этот результат. Тем более, что у нас уже есть хороший опыт», — говорит Виктория Ширяева.

Олег Шапай убеждён: если их группа получит достойную работу, то покажет, что можно и нужно ломать стереотипы.

«Люди должны понимать, что мы можем быть не только массажистами и преподавателями. IT открыто для всех. И было бы круто, если как можно больше людей с инвалидностью могли научиться всему, что связано с технологиями. То, что происходит сейчас, это классно и вселяет надежду», — говорит Олег.